Вагоноремонтный завод (ВАРЗ) — Ленинградский трамвайно-троллейбусный завод — Петербургский трамвайно-механический завод

Из истории:

  • 1929 г. — Вагоноремонтный завод (ВАРЗ);
  • 1934 г. ВАРЗ — переезжает на Чугунную улицу, 2;
  • 1970-1980-е года — Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ);
  • 1975 г. — Ленинградский трамвайно-троллейбусный завод (после объединения с троллейбусным заводом) в составе ТПО Горэлектротранс;
  • 1993 г. — ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (ПТМЗ);
  • 2003 г. — входит в группу «Дедал» и «Дедал-Вагоны»
  • 2010 г. — в составе ГК «Вагонмаш», в 2013 признан банкротом, производственный комплекс трамвайно-механического завода продан на аукционе.

Предприятие образовано в 1929 году под названием ВАРЗ — вагоноремонтный завод. По предложению первого секретаря обкома (Ленинградского губернского комитета) С.М. Кирова решили переоборудовать завод для выпуска вагонов.

трамвай с прицепными вагонами ЛП-33

С 1933 года здесь выпускали четырехосные вагоны ЛМ-33 (моторные) и ЛП-33 (прицепные). Они получили в Ленинграде фольклорное название «американки» из-за отдаленного внешнего сходства с железнодорожными вагонами американского изобретателя и фабриканта Джорджа Пульмана. В Смене от 18.09.1934 г. вышла заметка: «На днях из Вагоноремонтного завода выходит в эксплуатацию новый поезд американских трамвайных вагонов маршрута № 3». Конструкторским бюро руководил Д.И. Кондратьев, за электрическое оборудование отвечал В.Е. Скобелев.

Во время Великой Отечественной войны на ВАРЗе выпускали боеприпасы, детали снарядов, ремонтировали авиационные и танковые двигатели. С 1947 г. на предприятии первыми в СССР в связи со стремительным ростом пассажиропотоков стали выпускать четырёхосные вагоны. Технический совет принял решение о начале строительства вагонов с цельнометаллическим кузовом: длина 15 метров, база 7,5 метров (такие параметры включили как основные в государственный стандарт). Первой моделью стал ЛМ-ЛП-47. В дальнейшем были изготовлены трамвайные вагоны ЛМ-49, ЛМ-57, ЛМ-68 и ЛМ-68М.

В 1968 году были разработаны и приняты в эксплуатацию вагоны ЛМ-68, а позднее модифицированные ЛМ-68М. Впервые появились 3-ех вагонные поезда 45-метровой длины, в которых размещалось более 600 пассажиров. Методику применения таких вместительных поездов разрабатывали ведущие специалисты ТТУ: В.А. Власов, X.С. Рубин, Н.С. Петров, Г.А. Порошенков, Б. С. Канторович и другие.

К концу 60-х годов пассажиропотоки возросли до 10-12 тысяч человек в час, что потребовало создания более вместительных трамвайных вагонов. Первым отечественным 6-осным сочлененным вагоном стал ЛВС-66. В создании нового типа трамвая вместе с конструкторами завода участвовали дизайнеры ленинградского филиала ВНИИ технической эстетики, были выслушаны рекомендации медиков и психологов, работников трамвайных парков.

В 1975 году после объединения с троллейбусным заводом на ВАРЗ освоили выпуск троллейбусных поездов ЗИУ-9+ЗИУ-9. В 1980-1997 гг. разработали новые комфортабельные 6-осные вагоны: ЛВС-80, ЛВС-86, ЛВС-97 и 8-осные ЛВС-89, ЛВС-93. В 90-х годах были построены 8-осные вагоны – ЛВС 8-1-89, ЛВС 8-1-93 и ЛВС 8-2-93.

Здание бывшего Петербургского трамвайно-механического завода

Здание бывшего Петербургского трамвайно-механического завода — Чугунная улица, 2

На 2009 год ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» был единственным предприятием в СНГ, которое одновременно строило четырехосные и многоосные низкопольные трамвайные вагоны одно- и двустороннего движения. После банкротства в 2013 году Петербургский трамвайно-механический завод навсегда ушел в историю, как и бывший ЛВЗ им. Егорова.

Добавить (отзыв, комментарий)