Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г.А. Лесснера (Старый Лесснер) — Ленинградский завод «Двигатель»

История Ленинградского завода «Двигатель» (Пироговская набережная, 11-13) начиналась с создания купцом 1-й гильдии Г.А. Лесснером в 1853 году «Заведение типографских принадлежностей». Предприятие граничило с сахарным заводом Л.Е. Кенига (присоединен к «Двигателю» в 1930 г.), заводы разделял Сахарный переулок.

бывший завод «Двигатель»

Старый Лесснер — завод «Двигатель», Пироговская набережная, д. 11-13

Завод «Старый Лесснер» производил паровые машинные котлы, а в 1889 году по собственному проекту здесь выпустили торпеду. В 1898 году «Старый Лесснер» был преобразован в акционерное общество «Машиностроительный чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера», в АО вошел механический завод «Новый Лесснер» (см. Ленинградский машиностроительный завод им. К. Маркса). На предприятии в основном выпускали продукцию военного назначения.

торпедный аппарат

Торпедный аппарат завода Лесснер, 1914 г.

Заметка в газете за 1911 год: «22 июля, в 11 часов дня, на заводе Лесснера, когда в минной мастерской работало до 100 рабочих, раздался оглушительный треск, и в тот же момент одна из каменных стен зашаталась и рухнула. Стоявшие возле стены рабочие, верстаки и разные тяжеловесные предметы с силой были отброшены в сторону. Некоторые из рабочих получили более или менее значительные повреждения. Обвал стены произвел в мастерской переполох, еще более усилившийся вследствие стона раненых. Все устремились к выходу.

Когда испуг прошел, то заметили, что и соседняя, наружная стена, находящаяся на расстоянии сажени от первой, также разрушена. Причиной обвала, очевидно, послужил каменный уголь, сложенный в большом количестве у наружной стены и к ней привалившийся. Стена оказалась настолько ветхой, что не выдержала напора угля и упала, разрушив своим падением и другую стену. В мастерской во время катастрофы находились в большом количестве мины, наполненные воздухом, сжатым до 150 атмосфер. К счастью эти мины не были задеты обвалом стены. Мастерская закрыта до понедельника».

В 1919 году, бывший «Старый Лесснер» механический завод № 1 Русского акционерного общества национализировали и передали в ведение совнархоза Северного района. Хроника переименований предприятия:

  • 1920 г. — Петроградский государственный завод № 4 среднего машиностроения;
  • 1921 г. — Государственный механический завод № 29 «Торпедо»;
  • 1922 г. — Государственный минный завод «Торпедо»;
  • 1927 г. — Ленинградский государственный минный завод «Двигатель»;
  • 1936 г. — Государственный завод «Двигатель» № 181.

на территории предприятия

В 1951 году работникам завода «Двигатель» Е.И. Брохович, Г.Д. Картажеву, В.А. Косареву, Д.А. Петрову и М.К. Славину присудили Государственную премию. В 1959 году произошло первое объединение предприятия с институтом «Гидроприбор» в качестве производственной базы, предприятие участвовало в создании первого атомного ледокола «Ленин».

В 1973 г. на базе завода «Двигатель» и ЦНИИ «Гидроприбор» был создано НПО «Уран». Научно-производственное объединение в 1982 году наградили орденом Октябрьской революции. В 1983 г. работники завода Б.Н, Лебедев, Г.П. Нехорошев и Г.Н. Худин получили премию Совета Министров СССР за комплекс научно-технических разработок по автоматизации мелкосерийного производства и внедрение его в народное хозяйство.

В 1991 г. произошло разъединение «Двигателя» с институтом. НПО «Уран» прекратил свою деятельность. В 1994 г. предприятие получает статус государственного, в 1997 г. статус государственного унитарного предприятия, с 2001 г. ФГУП, больше не работает.

Добавить (отзыв, комментарий)