Чугунно-медно-сталелитейный и котельный завод «Людвиг Нобель» — Ленинградский завод «Русский дизель» — ЛПО «Русский дизель»

завод «Людвиг Нобель» — «Русский дизель» На Выборгской стороне располагался механический завод Шервуда, который выкупил Людвиг Нобель и с октября 1862 г. заработало новое предприятие — Чугунно-медно-сталелитейный и котельный завод «Людвиг-Нобель». Датой основания предприятия считают 1 октября 1862 года. На заводе специализировались на производстве водопроводной арматуры, чугунных печей, батарей для отопления, специализировались на бронзовом и чугунном литье. Позднее здесь стали выпускать военные орудия, лафеты, снаряды и мины по заказу Артиллерийского ведомства.

В 1863-1864 гг. на предприятии изготовили две водяные турбины для Сестрорецкого оружейного завода. В период с 1864 по 1867 год на механическом заводе «Людвиг Нобель» выпустили 63100 чугунных бомб. В 1870 году на Всемирной мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге Людвиг Нобель удостоился права изображать Государственный герб, а в 1875 г. инженер, изобретатель, предприниматель и меценат был награжден орденом Святой Анны II степени.

С 1876 г. на заводе Людвига Нобеля стали выпускать гражданскую продукцию: вагоны, цистерны, буровые инструменты, паровые насосы и котлы в основном для нефтяного предприятия брата Роберта, которое находилось в Баку. В 1879 г. братья объединили капиталы, учредив «Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Механический завод «Людвиг Нобель» в основном перешел на выпуск оборудования для нефтяной промышленности. На предприятии впервые в России стали выпускать колеса с резиновыми шинами.

На 57 году жизни 31 марта 1888 г. Людвиг Эммануилович Нобель скончался, его дела перешли к сыновьям Эммануилу и Карлу. В 1894 году после смерти Карла, ведение завода перешло к Эммануилу. В 1899 году на заводе выпустили первый в мире дизельный двигатель, который работал на сырой нефти, приступили к массовому производству дизелей. В 1900 г. на Парижской Всемирной выставке представленный двигатель получил Гран-при и получил в Европе наименование «русский дизель». Нобели после революции покинули Россию, а завод был национализирован. На 1921 г. — Петроградский государственный машиностроительный завод «Русский дизель».

Предприятие, после простоя в 1923 году возобновляет производство и уже к 1926 г. на «Русском дизеле» по объему выпускаемой продукции превзошли уровень 1913-го года. К началу 1930-х годов Ленинградский завод «Русский дизель» обеспечивал треть потребностей советских предприятий, электростанций и теплоходов в дизелях. На 1931 г. — Ленинградский дизелестроительный завод «Русский дизель» (Большой Сампсониевский пр., 30).

цех завода «Русский дизель»

Ленинградский завод «Русский дизель». Автор: Б. Уткин. Источник: журнал «Советский Союз» № 7, 1953 год.

В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда «Русский дизель» производил корпуса для мин, насосы для откачки воды и др. продукцию. В послевоенные годы на предприятии строили мощные судовые дизельные агрегаты, которыми оснащались корабли Военно-Морского Флота, промысловый и танкерный флот СССР. Надежные двигатели «Русского дизеля» экспортировались во многие страны мира. С 1976 по 1986 гг. завод входил в состав ПО «Звезда». В 1986 г. было создано Ленинградское ПО «Русский дизель» в состав объединения вошли завод «Русский дизель», СКБД (Специальное конструкторское бюро дизелестроения) и ЛДЗ (Ленинградский дизельный завод, Всеволожский район).

Из репортажа 1979 г.: «Около 30 технических усовершенствований ускоряющих процесс металлообработки предложил токарь-новатор Ленинградского завода «Русский дизель» Юрий Васильевич Титов. Отделом механизации и автоматизации предприятия спроектировано свыше 80 высокопроизводительных станков для изготовления дизельных деталей. Их воплощают в металле опытные заводские мастера станочники».

В 1990 годах предприятие акционировали, а после введения внешнего управления в 1999 г. государственное предприятие Фирма «Русский дизель» обанкротился, здания предприятия распродали по отдельности под склады, производства и офисы, большая часть цехов во Всеволожске перешли заводу «Ливиз» и автосборочному предприятию Форд-Всеволожск. Кингисеппский машиностроительный завод возобновил выпуск дизелей, предприятию «по наследству» перешла нормативно-техническая документация бывшего флагмана советского дизелестроения и технологии «Русского Дизеля».

Добавить (отзыв, комментарий)