Государственный авиационный завод «Красный летчик» — Ленинградский Северный завод

Почетный гражданин Санкт-Петербурга, промышленник Михаил Павлович Фридланд в 1875 г. начал строительство нового предприятия. 4 октября 1878 года градоначальником Петербурга было выдано «особое разрешение» на производство работ в кузнице «Фридланда». Эту дату считают днем основания будущего государственного предприятия — Ленинградский Северный завод. В 1887 г. предприятие приобрел купец первой гильдии Исидор Александрович Гольдберг. В 1890-е начало 1900-х годов — Машиностроительный и чугунно-меднолитейный завод.

Ленинградский Северный завод, 1970-е года

Весной 1912 г. территория завода перешла Акционерному обществу «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ), где организовали авиационный отдел предприятия, а главным конструктором этого отдела назначили И.И. Сикорского. В то время на Комендантском аэродроме строились ангары и сборочные цехи для авиационных заводов: Щетинина, Русско-Балтийского, Слюсаренко, Пороховщикова. К 1917 году на северо-восточной окраине аэродрома заработали предприятия промышленников Мельцера, Засс, Ланского и др. В районе Комендантского аэродрома к 1918 году сосредоточилось более половины самолетостроительных предприятий России.

После революции в 1920 г. был создан Петроградский государственный авиационный завод № 3. Бывший завод Щетинина переименовали в отделение № 1, бывший Русско-Балтийский завод в отделение № 2, а бывший самолетостроительный завод Лебедева в отделение № 3 государственного авиазавода. 2 ноября 1922 года предприятию присвоили название — Государственный авиационный завод «Красный летчик». Работа велась на Строгановской набережной и у Комендантского аэродрома в Новой Деревне.

На 1927 г. — Государственный завод № 23 Авиатреста, на предприятии освоили серийный выпуск учебных самолетов конструктора Н.Н. Поликарпова. С 1936 г. завод № 23 входил в состав 1-го Главного управления (самолетного) Наркомата авиационной промышленности. В 1940 году на предприятии начали подготовку и организацию производства для выпуска истребителей И-301 (ЛаГГ-3). Во время Великой Отечественной войны завод № 23 эвакуировали в Новосибирск, где предприятие объединили с Новосибирским авиационным заводом им. Чкалова. Оставшиеся в блокадном Ленинграде работники предприятия восстанавливали самолеты на ремонтной базе № 1 ВВС Ленинградского фронта. В 1944 г. на базе завода № 23 организовали завод № 272 (п/я 493). На территории предприятия был установлен монумент трудящимся объединения, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Ленинградский Северный завод

С 1967 г. предприятие носит название — Ленинградский Северный завод. В 1976 году предприятие преобразовали в Производственное объединение «Ленинградский Северный завод», а с ноября 1994 г. в Государственное предприятие «Ленинградский Северный завод». ЛСЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1962 году и орденом Октябрьской Революции в 1978 г. На 2002 г. — ФГУП «Ленинградский Северный завод», сейчас — АО «ЛСЗ» (Коломяжский пр., 10).

мопед «Пегас» ЛСЗ

Примечание. В 1994 г. по программе конверсии оборонных предприятий РФ на Ленинградском Северном заводе приступили к выпуску мопедов модели «Пегас», которые разработали на заводе «Красный Октябрь». В течение нескольких лет на предприятии выпустили несколько тысяч мопедов «Пегас» в разных модификациях. ПКНИТБ — Проектно-конструкторское научно-исследовательское технологическое бюро (структурное подразделение Ленинградского Северного завода). НИИТ — Научно-исследовательский институт технологии входил в состав ПО «Ленинградский Северный завод».

Добавить (отзыв, комментарий)