Управление строительства Ленинградского метрополитена «Ленметрострой»

Знак — ЛенметростройИз истории Управления строительства Ленинградского метрополитена «Ленметрострой»: 21 января 1941 г. вышел приказ Народного комиссара путей сообщения Л.М. Кагановича «О строительстве метрополитена в Ленинграде», было образовано Строительство № 5 НКПС, которому и поручили сооружение метро в городе на Неве. В Ленинград командировали группу инженеров и рабочих, которые уже получили бесценный опыт на строительстве Московского метрополитена. Возглавил ленинградскую стройку инженер Иван Георгиевич Зубков.

В марте 1941 г. завершили составление проектных заданий, было определено 11 станций глубокого заложения и одна мелкого. К апрелю заложили 34 шахтных ствола, а в мае на 11 шахтах началась проходка штолен. К середине июня было пройдено 675 метров подходных и тупиковых штолен. Из-за начала войны работы пришлось остановить, ленинградские метростроевцы были отправлены на сооружение оборонительных рубежей на подступах к городу.

По окончании Великой Отечественной войны метростроевцы вновь взялись за сооружение первой очереди Ленинградского метрополитена. В 1946 г. Строительство № 5 НКПС было преобразовано в «Ленметрострой». 9 ноября 1955 г. по участку первой линии метрополитена от станции «Площадь Восстания» до станции «Автово» прошел пробный поезд. 15 ноября 1955 г. метро открыло двери для ленинградцев и этот день считается днем основания Ленинградского метрополитена. За подвиг и трудовую доблесть, в связи с пуском 1-й очереди Ленинградского метрополитена коллектив Ленметростроя был награжден орденом Ленина.

В 1958 г. на Кировско-Выборгской линии вели в эксплуатацию две новых станции: «Чернышевская» и «Площадь Ленина», а в 1961 г. сооружается вторая линия — Московско-Петроградская, вводятся в строй пять станций: «Технологический институт-2», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила» и «Парк победы». В 1963 г. сданы в эксплуатацию еще четыре станции: «Площадь Мира («Сенная»), «Невский проспект», «Горьковская» и «Петроградская».

В 1966 г. В Ленинграде была построена первая надземная станция «Дачное» (за ст. «Автово»). В 1977 г. её ликвидировали в связи с неприемлемыми условиями эксплуатации. Продолжение строительства линии решили проводить с использованием станций мелкого заложения. В 1967 г. начинает работать третья линия — Невско-Василеостровская. «Ленметрострой» строит четыре станции: «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская» и «Площадь Александра Невского». В 1969 г. на Московско-Петроградской линии появляется еще одна станция — «Московская».

В 1970 г. были сданы в эксплуатацию две станции Невско-Василеостровской линии: «Елизаровская» и «Ломоносовская», а в 1972 г. открыты станции «Звездная» и «Купчино» в южных районах города. В 1974 г. за достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании за досрочное выполнение народнохозяйственного плана коллектив Управления строительства ленинградского метрополитена «Ленметрострой» был награжден Красным знаменем.

работники «Ленметрострой»

В 1975 г. введены в эксплуатацию станции «Кировско-Выборгской линии: «Выборгская» и «Лесная», позднее «Площадь Мужества», «Политехническая» и «Академическая». В 1976 г. коллектив Ленметростроя награжден орденом Октябрьской Революции. В 1977 г. введены в эксплуатацию станции «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», а в 1978 г. «Гражданский проспект» и «Комсомольская» («Девяткино»). В 1979 г. сдана в эксплуатацию станция «Приморская».

В 1981 г. вступили в строй станции Невско-Василеостровской линии: «Пролетарская» и «Обухово», а в 1982 г. Московско-Петроградской линии: «Черная речка», «Пионерская» и «Удельная». В 1984 г. сдана станция «Рыбацкое». В 1985 г. строится четвертая линия метрополитена в Ленинграде — Правобережная, сданы в эксплуатацию станции: «Площадь Александра Невского-2», «Новочеркасская», «Ладожская» и «Проспект Большевиков».

В 1987 г. вступает в строй станция «Улица Дыбенко», а в 1988 г. — две станции Московско-Петроградской линии: «Озерки» и «Проспект Просвещения». В 1991 г. сданы станции Правобережной линии: «Лиговский проспект», «Достоевская» и «Садовая». В этом же году Метрополитен был передан из Министерства путей сообщения в ведение администрации города. После акционирования «Ленметрострой» в 1993 г. преобразуют в ОАО «Метрострой». В 2020 г. была зарегистрирована компания АО «Метрострой Северной Столицы».

Добавить (отзыв, комментарий)