История Мариинского театра отсчитывается от основанного по указу Екатерины II в 1783 году Большого театра, который находился на месте нынешней Консерватории (Театральная площадь Санкт-Петербурга).
В 1848 году выдающимся архитектором А. Кавасом, ярким представителем позднего классицизма, было возведено здание Мариинского театра. Название театра связанно с именем супруги Александра II императрицы Марии Александровны.
Первое представление в театре состоялось 2 октября 1860 года. Это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». На сцене Мариинского театра состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского. В Мариинском театре были впервые поставлены на русской сцене «Аида», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Кармен» и др.
Театр стал центром культурной жизни Санкт-Петербурга. В период с 1883 года по 1896 год под руководством В. Шретера, русского архитектора немецкого происхождения, проходила реконструкция театра, главным образом, зрительного зала.
Зрительный зал Мариинского театра — один из самых красивых в мире. Его украшает роскошная трехъярусная люстра и живописный плафон, выполненный живописцем Фрачиоли, позолоченные лепные украшения и скульптуры, знаменитый занавес работы российского художника, сценографа А. Головина.
Перечисление имен деятелей культуры связанных с государственным академическим театром заняло бы бесконечное количество страниц, назовем лишь некоторых из них: М. Петипа, Ф. Шаляпин, А. Истомина, Е. Семенова, В. Нижинский, Л. Собинов, Г. Уланова, А. Павлова, Р. Нуриев. Советский период истории деятельности театра ознаменован тем, что в 1919 году «Мариинка» - Мариинский театр получил статус академического.
В 1935 году ему было присвоено имя С.М. Кирова, которое он носил до 1992 года. Во время войны театр был эвакуирован в Пермь, где проводил свои представления. Ныне ведутся работы по созданию второй сцены театра.
Новое здание будет расположено рядом с историческим зданием, на другом берегу Крюкова канала. Архитектор — француз Доминик Перро. Художественным руководителем и директором театра является Валерий Абисалович Гергиев. Его постановки становятся открытием для мирового музыкального сообщества. В. Гергиев – один из выдающихся дирижеров мировой современности.
Дополнение: Внешний фасад здания новой сцены Мариинского театра (проект получил неоднозначную оценку у части специалистов и жителей, которые назвали строение «бетонной коробкой») исполнен из бежевого юрского мрамора, высокие панорамные окна разного размера, металлическая крыша.
Мариинский-2 ввели в эксплуатацию 2 мая 2013 года, общая площадь 79 114 кв. метра, зрительный зал на 2000 человек, 7 наземных и 3 подземных этажа, предусмотрены репетиционные залы для балета, хора и оркестра, оперы.
Исторические места, достопримечательности в Санкт-Петербурге:
- Вместимость зрительного зала 1110 посадочных мест (включая и хоровой ярус на 120 мест), который может быть использован;
- Общий объем около 1300 куб. метров;
- Ширина составляет 24 метра, а длина – 52 метра. Высота - 14 метров;
- Размер сцены в новом зале: радиус 20 метров, глубина – 15 метров;
- Вместимость подъемной оркестровой площадки – 130 мест.
Стоит отметить, что новое здание Мариинского театра – это многофункциональный современный комплекс. Здесь и фойе с барами – почти 700 квадратных метров общей площади и салоны, где реализуют сувениры, лифты, специальные места для людей с ограниченными возможностями.