Первый петербургский «ледовый трамвай»

«ледовый трамвай» по НевеПервый трамвай на улицах города жители Петербурга могли наблюдать еще в августе 1880 года, когда инженером-артиллеристом Федором Аполлоновичем Пироцким был «в первый раз в России двинут вагон электрической силою».

Однако по ряду причин, главной из которых являлось узаконенное право акционерного общества конно-железных дорог распоряжаться рельсовым транспортом на улицах столицы по своему усмотрению, изобретение Пироцкого не воплотилось в жизнь. Петербуржцы по-прежнему продолжали вынужденно довольствоваться конками.

Но вот в конце 19 века нашелся человек, сумевший хоть частично «обойти» права владельцев конно-железных дорог. Им оказался окончивший в 1888 году Петербургский технологический институт Михаил Михайлович Подобедов, основатель одной из первых в стране электротехнической компаний.

По шестилетнему контракту с городской управой он спроектировал и построил зимой 1895-1896 года линию трамвая по льду Невы. Русло реки не являлось улицей города, поэтому укладка рельсовых путей в данном случае не возбранялась.

В первый сезон действовали три линии «ледовой трамвайной трассы»:

  1. От Сенатской (в 1925-2008 гг. Декабристов) площади до Румянцевского (Соловьевский, Румянцевский сад) сквера на Васильевском острове.
  2. От пристани между Зимним дворцом и Адмиралтейством до Мытнинской набережной на Петербургской (Петроградской) стороне.
  3. От Суворовской площади до Большого Сампсониевского проспекта на Выборгской стороне у Медико-хирургической академии.

старое фото: «электрический перевоз через реку Неву»

Трамвайная колея по замерзшей Неве была однопутной, с разъездами. Энергосбережение линий осуществляли две небольшие электростанции компании Подобедова. Вагоны трамвая получали питание через штанговые токоприемники с роликами от натянутого на деревянные столбы с оттяжками контактного провода. Вторым проводом служили сами рельсы.

Несмотря на отдельные неполадки, «ледовый трамвай» работал вполне удовлетворительно, а в последующие годы движение через Неву расширили. К трем перечисленным выше линиям прибавился новый маршрут: Суворовская площадь — Домик Петра I.

трамвайный вагон Brush

Фото: Трамвайный вагон завода Brush на одноосных тележках.

Результаты эксплуатации «ледового трамвая» (в те времена назвали «ледяной») на Неве доказали в полной мере экономическую целесообразность введения электрической тяги на рельсовом городском транспорте. И когда закончился в 1898 году срок контракта 1-го общества конно-железных дорог, город, получив в свое распоряжение Невскую, Садовую и Адмиралтейскую линии, решил перевести их на электрическую тягу.

25 линий конки оставались еще у владельцев 2-го общества. Городские власти выкупили их только в 1906 году. Ранее, в 1902 году, был объявлен конкурс на реализацию проекта электрификации рельсового транспорта, составленного техническим отделом подготовительной комиссии паровой управы Петербурга.

В этом проекте приняли участие десятки отечественных и зарубежных фирм, частные предприниматели. В конце концов, подряд передали обществу «Вестингауз электрик» (Westinghouse Electric Corporation), а главным инженером строительства назначили инженера путей сообщения Иосифа Рафаиловича Стецевича.

Переустройство линии началось весной 1906 года. Первая — Василеостровская растянулась на две версты, открылась для движения 16 (29) сентября 1907 года. По ней с определенными интервалами курсировали тринадцать моторных вагонов, закупленных у английской фирмы «Бреш» (Brush). Управлять первым вагоном (легенда это или правдивая информация, неизвестно) доверили специалисту по электрификации железных дорог Генриху Осиповичу Графтио автору проекта трамвайных линий.

Добавить (отзыв, комментарий)