«Кремлевская стена» в Санкт-Петербурге

В конце Полтавской улицы (Миргородская ул., д.1) недалеко от Невского проспекта привлекает внимание жителей и гостей Санкт-Петербурга сохранившееся сооружение «кремлевская стена». Сложная композиция с массивной крепостной стеной красного кирпича, плоскость которой прорезают две широкие овальные арки.

«Кремлевская стена» в Петербурге

Ряд зубцов в форме «ласточкиного хвоста», проходящих поверх стены, напоминают кремлевские сооружения Москвы и Новгорода. В комплекс построек органично входит и находящаяся поблизости башня. Весь этот интересный ансамбль создан в начале 20 века.

Эти годы для архитектуры Петербурга отмечены сложными, в чем-то противоречивыми исканиями, любопытными градостроительными замыслами, смелыми инженерными разработками. В 1910 году объявили конкурс на создание проекта ансамбля и к строительству утвердили проект Степана Самойловича Кричинского, созданного в духе древнерусского зодчества.

Последователь модерна, неорусского стиля и неоклассицизма, архитектор Степан Кричинский был уже известным автором многочисленных конкурсных проектов. По его проектам построили здание конного двора и дворец Воронцовой-Дашковой в Шуваловском парке, знаменитый дом эмира Бухарского (Кировский, Каменноостровский проспект, 44б), он принимал участие в сооружении Санкт-Петербургской соборной и кафедральной мечети, совместно с В. А. Покровским строил Фёдоровский городок в Царском Селе и т.д.

Феодоровский собор

Здание Феодоровского собора начали строить в мае 1911 года. Определяющим фактором в его облике явились формы русской архитектуры, характерные для 16-17 веков. К концу 1913 года сооружение взметнулось на высоту более 50 метров. Стены были облицованы белым известняковым старицким камнем. Северную стену здания украшала большая майоликовая композиция, выполненная по оригиналу известного художника Сергея Васильевича Чехонина.

Тонкая резьба ажурной сетью покрывала вертикальные поверхности, придавая зданию храма вид сказочного дворца. В работе щедро использовали мрамор, позолоту и роспись в виде великолепных фресок 15-17 веков.

С особой тщательностью проработаны, прорисованы детали, галерея и граненая башенка напоминающая древние постройки Ростова Великого, а богато декорированная квадратная башня словно перенесена из Суздаля или Владимира. Мотивы растительного орнамента навеяны росписью собора в Юрьеве-Польском.

Степан Кричинский: «Храм спроектирован мною и выстроен в стиле церквей XVII-го века, по типу и образцу храмов Ростова Великого и его области (Юрьев Польский, Ярославль и пр.). Как известно, все пять ростовских церквей вместе с кремлем выстроены менее чем на протяжении 100 лет и в совокупности со стенами, башнями и палатами являют собой наиболее цельный и лаконичный образец русского стиля эпохи воцарения Дома Романовых. Вот главная и основная причина, побудившая меня избрать этот период русского зодчества при составлении проекта».

Собор Феодоровской иконы Божией Матери, который появился на достаточно пустынном месте, занял доминирующее положение на площади, его вид не гармонировал с окружающей местностью. Особенно невзрачно на фоне храма смотрелись железнодорожные служебные строения с западной стороны. И тогда Кричинский принимает оригинальное решение — закрыть их кирпичной стеной, снабдив ее всеми атрибутами стилизованного под стены крепости сооружения.

Зубчатые «бойницы» и арочные проезды определяют декоративное назначение. «Кремлевская стена» стала логическим завершением архитектурного комплекса, придав ему законченность. По другой версии идея создания стены состояла в том, чтобы всякий въезжающий в Санкт-Петербург через Николаевский (ныне Московский) вокзал по правую руку видел перед собой уголок старой столицы.

Судьба собора, который хотели сделать «священным хранилищем святынь царствующего дома» оказалась сложной. К моменту освящения 15 января 1914 года митрополитом Владимиром в присутствии Николая II со своей семьей храм еще полностью не застроили из-за нехватки средств, а в 1932 году здание передали молокозаводу «Союзмолоко».

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге в память 300-летия дома Романовых, на своем официальном сайте разместил: «В свой юбилейный 2013 год Феодоровский собор Санкт-Петербургской метрополии вступил полностью обновленным. 100-летие храма стало его новым рождением, точкой отсчета его новой истории».

Добавить комментарий