Елизаветинский Петербург — по В. Курбатову

Императрица Всероссийская Елизавета Петровна (1709-1762) любила блеск, веселье и наряды. Один праздник при ее дворе сменялся другим: маскарады, фейерверки и театральные представления, такая картина запомнилась по воспоминаниям тех времен.

Летний дворец Елизаветы Петровны

Фото: Картина неизвестного художника «Летний дворец Елизаветы Петровны».

К высокому искусству знать еще не потянулась, относилась равнодушно и крупные мастера не «выписывались» для столицы. Правда получило развитие прикладное искусство: резьба по дереву, ювелирное дело, финифть и иконопись.

Из плана столицы, изданного в 1753 году, видно, что площадь города была лишь немного меньше нынешней (1912 г.), население же гораздо менее скучено, и центр был поделен на громадные усадьбы. Так, усадьба Разумовского (Аничков дворец) от Фонтанки доходила до Садовой.

проезд Елизаветы Петровны мимо Шуваловского дворца

Фото: Картина неизвестного художника «Проезд Елизаветы Петровны мимо Шуваловского дворца».

Таковы же были усадьбы Воронцова (Пажеский корпус), графа Апраксина (около Апраксина переулка), Шувалова (квартал между Невским проспектом, Екатерининской, Садовой и Итальянской улицами).

Конечно, это не значит, что усадьбы были целиком застроены, наоборот, в большинстве они были пустырями с небольшими дворцами в середине, службами по краям, обширными дворами и небольшими подстриженными садами. Да и окраины города, где стояли полки Преображенский, Семеновский, Измайловский, северная часть Петербургской стороны были кое-как застроены.

Аничков дворец, чертежи 18 века

Фото: «Растрелли-сын, Аничков дворец, чертежи 18 века в собрании Государственного архива». Источник — Citywalls

Домики мещан и казармы были невелики и невзрачны, зато дворцы в усадьбах вельмож поражали показной роскошью.

На Васильевском острове, который во время правления Елизаветы начинает терять свое прежнее значение, находилось ряд дворцов на набережной, а на мысу (стрелка ВО), где позже построили биржу, было специальное место для зажигания фейерверков в дни проведения торжеств.

Население острова состояло в основном из иностранцев. Возле старого Гостиного двора селились купцы, в середине острова находилась французская деревня, а на Голодае — чухонская. По набережной Малой Невы появились склады железа.

Петербургскую сторону застроили преимущественно по берегам рек, но жили на ней главным образом ремесленники и мастеровые. На месте Лицея была великолепная дача Вольфа, построенная Растрелли, с архитектурно-устроенным садом. За Карповкой находился казенный Аптекарский (Ботанический) сад, а еще дальше, на Каменном острове, обширные сады графа Бестужева-Рюмина с исключительными по замыслу постройками Растрелли.

Выборгская сторона была сравнительно пуста, и только на берегу, где теперь клиника, возвышался Госпиталь, расположенный как бы на островке. На Адмиралтейском острове центром становится Адмиралтейство, от которого расходятся перспективы: Невская, Средняя (Гороховая) и будущий Вознесенский проспект. Они тянулись по Большому лугу, доходившему до нынешней улицы Гоголя. Невский, по-видимому, заселен до Владимирской улицы.

Несомненно, только, что на нем был блестящий Строгановский дворец, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1728 году, Гостиный двор, который был задуман очень блестяще по проекту Растрелли, но еще не начат и состоял из временных лавчонок. За ним находился дворец Разумовского (Аничков дворец). Левая сторона была скромнее. На ней выделялись лютеранская церковь, построенная в 1728 году, и усадьба графа Шувалова на углу Невского и Садовой.

Вельможи селились преимущественно по берегам Фонтанки (усадьба Яковлева между Сенной и Фонтанкой, усадьбы графа Шереметева и Шувалова). К Летнему саду с юга был прибавлен сад при третьем Летнем дворце, южная часть которого была устроена в виде колоссального лабиринта». По В.Я. Курбатову, 1913 год.

Владимир Яковлевич Курбатов (1878-1957) — краевед, историк Петербурга, архитектуры и искусства, ученый-химик.

«Все детство и значительная часть юности будущий ученый проводит в Павловске, где возник еще подсознательно вопрос — какое место среди других произведений искусства занимает Павловск и особенно его парк, великое произведение Воронихина и Гонзаго, так как в 1800-х годах никто парки за произведения искусства не считал. Ознакомление же с Эрмитажем еще в гимназические годы и чтение книг по истории искусства не могли дать ответа на вопрос о значении русского искусства XVIII - XIX веков, но заставили изучать материалы по истории искусства.

Первые публикации — заметки по истории русского искусства — появились в самом начале ХХ века, причем их автор в то время оказался в Петербурге одним из немногих исследователей, занимавшихся изучением произведений русского искусства 11-17 веков не в академических кабинетах, а на местах, в Ростове Великом, Вологде, Ярославле.

В годы Великой Отечественной войны В. Я. Курбатов неустанно проводил специальные научные исследования, консультировал ряд заводов и фабрик, работавших на оборону страны, предложил способ хранения под землей памятников мирового искусства». Топонимический журнал, №1, 1998 г. — С. 55-56

Добавить (отзыв, комментарий)