Приют петербургской богемы

Кафе, рестораны и трактиры во все времена играли особую роль в культурной жизни Санкт-Петербурга. Демутов трактир неразрывно связан с именами Чаадаева, Грибоедова и Пушкина. Кафе-кондитерская Вольфа и Баранже (сейчас ресторана «Литературное кафе») сыграло важную роль в жизни не только Пушкина, откуда поэт отправился на свою последнюю дуэль, но и Достоевского, Шевченко.

Модный ресторан Талона являлся любимым встреч золотой молодежи 18 века. Ф.М. Достоевский часто посещал «Прадер» на Воздвиженском, Д.Д. Минаев любил ходить в «Ярославль» на Лиговке, Н.А. Некрасов в ресторацию на Разъезжей, Д.Н. Мамин-Сибиряк захаживал в «Капернаум» на Владимирском.

ресторан «Вена», первый зал

Среди всех перечисленных заведений огромную роль сыграл ресторан «Вена» — на углу Гороховой ул., 8 и Малой Морской ул., 13 (Малая Морская с 1902 года носила имя Гоголя, в 1993 году вернули прежнее название). Открытие «Вены» состоялось 31 мая 1903 года, до этого дня на том же месте работали в течение более 100 лет последовательно сменяя друг друга, несколько заведений.

ресторан «Вена», буфет

А.Н. Толстой за столиком «Вены» написал басню:

На Кирпичном эдакий вот черт
Милостинку просит.
— Что это ты, братец, говорю, не одевши?
— Плохи наши дела, не признают-с.
Посмотрел я него,
действительно вижу — черт голый.
Пожалел я его — дал копеечку.
А черт, по русскому обычаю — нырь в «Вену».
«Ах ты гад», думаю я про него,
а ноги сами туда занесли.
А мораль пусть выведет каждый.

Хозяин «Вены» Иван Сергеевич Соколов стремился превратить свое заведение в приют богемы, так как считал, что «русскому литератору нужно место, где бы он мог, помимо обеда, ужина и чтения газеты, повидаться со своими, потолковать, отдохнуть на людях и, не стесняясь присутствием геморроидального титулярного советника, посмеяться, прочесть свои стихи и устроить в зале из десятка столиков один…»

ресторан «Вена», угловой зал (литераторский)

Завсеготаем этого места был Александр Иванович Куприн. Вокруг его столика всегда звучали веселые шутки, смех и острые эпиграммы: Один писал:

Ах, в «Вене»
Множество закусок и вина,
Вторая родина она для Куприна.
А.И. Куприн посвятил Соколову целую оду:
…Художников, певцов
и прочих темных лиц,
Поистине собрал
музей ты раритетов.
От имени мужчин,
от дам и от девиц
Богема шлет тебе
Шестьсот и шесть приветов…
Нет… «Вена» все-таки столица из столиц!

Аркадия Аверченко всегда по вечерам можно было застать здесь в окружении сатириконцев. Сюда приходили в полном «боевом» составе редакции многих газет и журналов отпраздновать выход нового номера или обсудить план следующего.

Постоянными посетителями ресторана «Вена» были М.П. Арцыбашев, А.В. Амфитеатров, С.М. Городецкий, Б.А. Лазаревский, А.Н. Толстой. Бывали здесь А.М. Горький, А.А. Блок и многие художники — И. Бродский, Ю. Клевер, В. Зарубин, артисты столичных театров, политики, видные адвокаты и издатели.

Молодежь стремилась попасть в «Вену», чтобы увидеть и услышать своих кумиров. Курсистки и студентки копили копейки, чтобы побывать в «Вене» и после вспоминать о том, что они видели Аверченко или Куприна.

Одно из новшеств, придуманных Соколовым, были знаменитые планшеты. Они были обтянуты плотной белой бумагой, на них посетители могли оставить свои автографы, рисовать и писать все, что им заблагорассудится. После эти планшеты украшали стены буфетной и большой комнаты, выходящей окнами на Гороховую.

ресторан «Вена», главная кухня

В «Вене» часто устраивались семейные обеды. Предлагались блюда на любой вкус. «И в то время, как в Государственной Думе всем преподносится одно и то же безвкусное блюдо, именуемое «вермишелью», в ресторане «Вена» гостям предоставляют большой выбор разнообразных блюд».

На одном из планшетов читаем:

Ризотто Миланезе…
Шашлык и поросенок…
Ах, аромат их тонок,
Точь-в-точь духи Фарнезе.
О беф були, котлеты
(«Варвара» и другие)…
Их качества благие
Оценят лишь поэты…

Добавить (отзыв, комментарий)