Андрей Белый и Петербург

Андрей БелыйАндрей Белый — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта (книги «Золото в лазури», «Пепел», «Урна» и др.), прозаика (повести «Серебряный голубь», «Котик Летаев»), теоретика литературы («Символизм», «Арабески»), мемуариста («На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций»), автора многих других книг.

Андрей Белый — москвич. В Петербурге бывал наездами, особенно часто в годы между двух революций. В первый раз он приехал в Петербург 9 января 1905 года и с вокзала направился к А. Блоку в казармы лейб-гвардии Гренадерского полка. В этом полку служил отчим Блока и занимал квартиру в офицерском корпусе (ныне Петроградская наб., 44).

Не заставши никого дома (9 января!), он отправился к Д.С. Мережковскому, в дом Мурузи, на Литейный, 24. У него он и остановился. В приезды 1910 и 1912 годов останавливался на «башне» у В. Иванова (Таврическая ул., 25, ныне 35), в меблированных комнатах «Бель Вю» (Невский пр., 64/11), в гостинице «Англетер» (Исаакиевская пл., 10), снимал комнату на Шпалерной. Бывал Белый у Блока на Лахтинской, на Галерной, у Ф. Сологуба на 7-линии Васильевского острова. Выступал с докладами в зале Тенишевского училища (Моховая ул., 35), в зале Петербургской думы на Невском, в Петербургском университете.

В эти приезды, видимо, и рождался замысел романа «Петербург», который был написан в 1912 году, а отдельным изданием вышел в 1916-м.

Роман Андрея Белого — об истории России. Исторический сюжет романа связан с образом Петра. Он Россию «поднял на дыбы», и с той поры борение «западных» и «восточных» начал в осмыслении российской истории становится коренным нашим вопросом. Обретший формы общественного сознания, философии в западничестве и славянофильстве в 30-е годы XIX века, этот вопрос: кто мы русские? — вспыхивает с новой силой на рубеже веков.

Петербург — центральный и объединяющий все сюжетные линии образ романа. Он слагается из беглых зарисовок городских пейзажей, которые проглядывают сквозь сюжет как ирреальная реальность: то Нева, то зеленая муть каналов, то здание с кариатидами. Невский проспект, Зимняя канавка, Васильевский остров рождают ассоциации с образом города у Пушкина, Гоголя, Достоевского. Но все смутно, в полумгле, в тумане, в неясности исторического времени.

«Столичный наш город… принадлежит к стране сновидений», — говорит один из героев романа. И из этих исторических «сновидений» возникает Петр, genius loci романа и города. Нет, не Петр-царь, но его медная копия, «кумир на бронзовом коне». А раз, сойдя с коня, призраком войдет он в комнату А.И. Дудкина.

Роман сложен для восприятия: социально-философское содержание вложено в непривычную модернистскую форму с ее игрой полутонов, намеков, аллюзий, теней, с ее экспрессией и многозначностью слова.
Автор: Д.Н. Мурин

Добавить (отзыв, комментарий)