Алексей Константинович Толстой — истинное, вечное, абсолютное…

Алексей Константинович ТолстойА.К. Толстой родился в Санкт-Петербурге в 1817 году и прожил в нем долго в разные периоды своей жизни — в детстве, в зрелые годы. Ему надлежало быть в Петербурге по положению сначала семьи, затем собственному. Граф А.К. Толстой был потомком последнего гетмана Украины Разумовского. Его дед вельможа Разумовский был министром при Екатерине, дядя Перовский был министром при Николае I, сам Алексей Константинович воспитывался вместе с наследником престола Александром II, был личным его другом в детстве. При коронации Александра II получил предложение от императора стать его флигель-адъютантом, был им, но подал в отставку, написав царю, что «служба и искусство несовместимы, одно вредит другому» и он оставляет за собой «единственную должность, возможную для меня и, к счастью, не требующую мундира» — «говорить во что бы то ни стало правду».

Правда, он оставил за собой и должность егермейстера двора, ибо любил природу до самозабвения, и лучшим для себя местом в мире считал не Петербург или Париж (он много путешествовал по Европе еще с детства), а Красный Рог, свое имение в Черниговской губернии (ныне Брянская область). «Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали». В детстве он жил там с матерью и дядей, писателем Антонием Погорельским (сочинившим для своего племянника и цесаревича Александра сказку «Черная курица»), потом, в последние годы жизни, проводил там большую часть года, там и умер.

Однако обязанности царедворца и личные интересы — человеческие и писательские — приводили его в Петербург, где он жил на Гагаринской пристани, в доме Гагариной (ныне на набережной Кутузова, 34). Сюда он привел свою жену Софью Андреевну Миллер, которой посвящены многие стихи, в частности «Средь шумного бала…», которые передают не только тайну любви, но и «тревогу мирской суеты» петербургского высшего света. Стихотворение — это и портрет прелестной женщины с «тонким станом», чьи «очи печально глядели, а голос так дивно звучал». Это и психология рождения любви:

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю.
Люблю ли тебя, я не знаю,
Но кажется мне, что люблю.

Софья Андреевна была замужем за конногвардейским полковником Миллером, поэтому мать А.К. Толстого всячески препятствовала их роману и тем более браку, но мягкий почтительный сын («согласить я силюсь, что несогласимо») со временем настоял на своем. Софья Андреевна была умной, образованной и художественно одаренной личностью, хорошим советчиком мужа, чьему вкусу он доверял. В их доме на Гагаринской пристани был литературный салон, который посещали Жуковский, Тургенев, другие писатели.

А.К. Толстой был человеком высокой порядочности и принципиальности. Не принадлежа к числу, как он говорил, «так называемых передовых людей», так как ставил во главу угла «истинное, вечное, абсолютное, не зависящее ни от какого столетия, ни от какого веяния, ни от каких fashion» — то есть «человечность и поэзию», он свято следовал правилу чести и справедливости.

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

Он действительно так поступал — единственный сказавший царю правду об отношении общества к гражданской казни и ссылке Чернышевского. На вопрос царя: «Что нового в русской литературе?» он ответил: «Русская литература надела траур по Чернышевскому». «Никогда не говори мне больше об этом», — ответил ему царь. Сущность самодержавного деспотизма А.К. Толстой знал изнутри, а кроме того, занимаясь историей в архивах. Его драматическая трилогия («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») никогда не была поставлена при его жизни на столичной сцене, как ни хоте этого автор. Когда его обвинили в том, что он выступает против деспотизма не только Ивана Грозного, но тем самым и Николая Палкина, он отвечал: «Не моя вина, если из того, что я писал из любви к искусству, явствует, что деспотизм никуда не годится. Тем хуже для деспотизма!». Его понимание истории была очень близко пониманию русской истории его антагониста Салтыкова-Щедрина, чья «опись градоначальникам» весьма похожа на то, что пишет А.К. Толстой в «Истории государства Российского о Гостомысла до Тимашева»:

Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.

При любых царях и их приближенных везде «деспотизм» принципиально враждебен принципам гуманности — всегда драматические финалы царствований людей, так и не добившихся «порядка».

Ирония, юмор, сарказм — также присущи стилю лирики А.К. Толстого. Недаром им вместе с его братьями Жемчужниковыми создан образ петербургского чиновника Козьмы Пруткова, сочинившего «Проект: “о введении единомыслия в России”». Строки А.К. Толстого «Все это уж было когда-то, но только не помню когда» любил повторять В.Г. Короленко (см. рассказ «Река играет»).

Автор: ученый-методист, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Тереза Георгиевна Браже. (Источник: Даринский А.В и др. «Санкт-Петербург 1703-1917». С 298-300. Фирма «Глагол» 2000 г.)

Добавить (отзыв, комментарий)