Ленинградский машиностроительный завод им. Ворошилова — ПАО «ЗВЕЗДА»

В 1932 году на базе машиностроительного отдела завода «Большевик» — Обуховского завода основали новое предприятие — Ленинградский машиностроительный завод № 174 (через месяц присвоили имя К.Е. Ворошилова). В цеха и отделы нового завода перевели 48 специалистов с «Большевика». Первый руководитель завода К.К. Сиркен, главный инженер С. Гинзбург, руководитель опытно-конструкторского моторного отдела В.Н. Барыков.

танк и знак в память о труде ворошиловцев

Ленинградский машиностроительный завод им. К.Е. Ворошилова становится первым в СССР предприятием, в задачи которого ставилось производство только танков.

В довоенный период и в годы Великой Отечественной войны на заводе выпустили около 14,5 тысяч легких танков Т-26. Во время войны, эвакуированные из блокадного Ленинграда, заводчане произвели около 6 тысяч легендарных танков Т-34 в Омске и более 10 тысяч танковых двигателей в Барнауле. Работа продолжалась и в осажденном городе — ремонтировали технику, производили броневые щиты, мины. Специалисты предприятия выезжали на Ленинградский фронт, где на месте занимались ремонтом техники.

В 1945 г. на производственной площадке машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова, был восстановлен завод № 800 Наркомата танковой промышленности СССР. С апреля 1945 г. начинается история производства дизельных двигателей на предприятии. Организован выпуск производство главных судовых двигателей для боевых катеров ВМФ, на которых ранее использовались зарубежные двигатели. В 1947 году первый образец дизеля был поставлен на торпедный катер «Комсомолец», в этом же году на заводе приступили к серийному производству дизельных двигателей М-50. В 1950-е и последующие годы продолжили наращивать производство двигателей этих модификаций.

В 1957 году нижегородские корабелы спустили на воду первое отечественное судно на подводных крыльях типа «Ракета», оснащенное дизельным двигателем М50Ф производства ленинградского завода. В начале 1960-х годов на предприятии осваивают серийный выпуск новых мощных и сверхлегких звездообразных дизельных двигателей, что послужило поводом присвоить дизелестроительному заводу название «Звезда».

В конце 1950-х годов на железнодорожном транспорте приступили к преобразованию локомотивного парка, и конструкторы предприятия создают модификации тепловозных дизелей (М753, М756). С 1958 года выпускались дизельные генераторы и дизельные электростанции мощностью от 300 до 1000 кВт для нефте- и газодобывающей отрасли СССР.

В начале 60-х годов для «крылатого» пассажирского флота на предприятии разрабатывают и производят дизельные двигатели 12ЧН18/20 второго поколения. Пассажирские суда на подводных крыльях (СПК) типа «Ракета», «Метеор», «Полесье», «Комета» и «Восход», много лет обеспечивали регулярное речное и прибрежное высокоскоростное сообщение в СССР.

В 1969 году было образовано ПО «Звезда» Ленинградский машиностроительный завод «Звезда» им. К.Е. Ворошилова становится головным предприятием производственного объединения. В 1971 г. ПО «Звезда» наградили орденом Трудового Красного Знамени, предприятие также награждали орденом Октябрьской Революции. На 2023 г. ПАО «ЗВЕЗДА» — разрабатывает и выпускает высокооборотные дизели для судостроения, железнодорожного транспорта, малой энергетики и др. продукцию.

Комментарии, отзывы  
#1 Владимир 26.04.2023 20:33
Много лет проработал на заводе Звезда, есть, что вспомнить. Историю наших предприятий нужно помнить!
Добавить (отзыв, комментарий)