Невский проспект в конце 19 — начале 20 века

В конце 18 века, когда Невский проспект до Фонтанки имел великолепный парадный вид, за Фонтанкой в основном находились неблагоустроенные деревянные слободки.

Памятник Александру III на Знаменской площади

Фото: Памятник Александру III, Знаменская площадь, Николаевский вокзал. Начало 20 века.

В 1840-1850 годах на пересечении Невского проспекта и Лиговского канала сооружается монументальное здание Николаевского (сейчас Московского) вокзала. 23 мая 1909 года на площади по оси главного входа на вокзал установили памятник Александру III работы скульптора Павла Петровича Трубецкого (1866-1938).

Сам скульптор внебрачный сын русского эмигранта на открытие своего памятника не попал, так как задержался в российском консульстве, оформляя бумаги на въезд. Двор отрицательно воспринял труд мастера, а спустя три года после установки статуи в Думе ставится вопрос о ее снятии как порочащей память монарха.

дом князей Белосельских-Белозерски

Фото: Дворец князя Белосельского-Белозерского. Иван Бианки, 1860-е года, архив МАММ/МДФ.

Практически в одно время со строительством Николаевского вокзала на Невском проспекте сразу за Фонтанкой перестраивался дом князей Белосельских-Белозерских. Из подобия загородного особняка он превращался в столичную дворцовую резиденцию знатного вельможи. Автор этого нового строения — один из популярнейших зодчих середины 19 столетия Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865), во многом, по мнению некоторых авторитетных историков архитектуры, определивший архитектурный стиль эпохи.

Штакеншнейдер — создатель Мариинского дворца (ныне здесь работают депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга), Ново-Михайловского дворца на Дворцовой набережной (ныне здесь академические учреждения) и других известных зданий.

В работе над домом князей Белосельских-Белозерских он исходил из образцов русского барокко, как бы следуя за Растрелли, создавшим произведение, украсившее Невский еще в середине 18 века — дворец Строгонова. Не случайно оба этих дворца расположены на угловых участках проспекта на пересечении с каналами, связывая проспект единой композиционной осью.

Николаевская железная дорога и новый вокзал превратили Невский за Фонтанкой едва ли не самой притягательной и модной магистралью во всем Санкт-Петербурге. Теперь здесь стремятся поставить свои дома с модными магазинами и деловыми конторами именитые банкиры и домовладельцы. От рабочих слобод в кратчайшее время не осталось и следа, сохранилась только память с названиями ряда улиц, примыкающих к Невскому проспекту: Гончарная, Поварская, Стремянная.

вход в кинематограф «Мулен Руж»

Фото: Вход в кинематограф «Мулен Руж» на Невском проспекте, д. 51.

На этом участке «поселяется» одно из главных культурных и технических новшеств начала 20 века — кинематограф, где к 1916 году работала 25 залов, демонстрирующих модное зрелище, в том числе «Мулен Руж» (дом №51), «Фоли-Бержер» (дом №68), «Кристалл-Палас» (дом №72), «Партизана» (дом №80), «Аквариум» (дом №81). Центральную магистраль города захлестнуло красочной рекламой.

Многие здания, построенные в конце 19 — начале 20 века вошли в золотой фонд русского зодчества. В тот период работали известные зодчие — Мариан Станиславович Лялевич, Александр Сергеевич Хренов, Павел Юльевич Сюзор и др. В начале 20 века Невский проспект уже получил свой неповторимый современный вид на всем своем протяжении.

Добавить комментарий