У Спаса-на-Сенной

Прошло уже много лет со времени образования одной из центральных площадей нашего города — Сенной. Возникшая на заболоченном, поросшем мелколесьем участке, Сенная площадь к концу 18 века приобретает вполне респектабельный облик. На ней располагался один из красивейших храмов Санкт-Петербурга — Успения Пресвятой Богородицы, известный в народе как Спас-на-Сенной.

Спас-на-Сенной, литография Брюллова

Фото: литография Александра Павловича Брюллова, церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Возникновения храма Спас-на-Сенной историки относят к 1753 году, когда площадь сформировалась как торговый центр Петербурга. Деревянное здание перевезли в разобранном виде с Выборгской стороны и собрали на месте, но простояло оно недолго, 20 июля того же года архиепископ Сильвестр заложил большой каменный храм. Строительство финансировал заводчик и откупщик, купец-миллионщик Савва Яковлев (Собакин), дом которого располагался рядом со строящимся храмом.

храм Успения Пресвятой Богородицы, Сенная площадь

Фото: Сенная площадь, церковь Спас-на-Сенной

Ведутся споры об авторстве проекта, раньше считали, что это был Франческо Растрелли, сейчас проект приписывают архитектору Андрею Васильевичу Квасову. Церковь неоднократно подвергалась различным переделкам. К ней пристроили три портика, авторство и этого проекта вызывали разногласия у исследователей.

Долгое время считалось, что их соорудили в 1820-х годах после постройки архитектором Викентием Ивановичем Беретти рядом с церковью здания офицерской гауптвахты. Основанием для такого мнения служило их стилевое единство. И дорические портики, и гауптвахта в стиле классицизма образовывали своеобразные пропилеи (парадные проходы), ведущие к центру города.

В тот же период сын Саввы Яковлева служит генерал-лейтенантом-аудитором при штабе Г.А. Потемкина. Там же находился и архитектор Иван Егорович Старов. Многие данные указывают на то, что именно он и был автором дорических портиков церкви.

Переделки производились и в дальнейшем. В 1816-1817 годах архитектор Луиджи Руска устроил в храме отопление. По-видимому, он же изменил форму ступеней главного входа по образцу гауптвахты. В 1820-1830-е годы по сторонам главной апсиды (выступ, примыкающий к основной части здания) пристроили приделы: южный (архитектор Мельников, 1822 год) и северный (архитектор Воцкий, 1835 год). В 1833-1835 годах заложили изнутри барабаны (многогранная или цилиндрическая верхняя часть храма) куполов, и художник Бессонов расписал паруса (элементы купольной конструкции).

Первоначально барабаны, главы и третий ярус колокольни были деревянными, но в 1867 году началась их замена на каменные. На чертежах стоит подпись известного петербургского зодчего Давида Ивановича Гримма. Замена конструкций была связана с увеличением этажности окружающей застройки.

Для того чтобы Спас-на-Сенной по-прежнему оставался высотной доминантной Сенной площади, появилась задача по изменению пропорции глав. С этой целью на новых каменных барабанах сделали внутренние кирпичные купола. В результате изменились высота, очертания и пропорции глав. Однако детали архитектурной отделки барабанов повторили по образцу старых.

В 1897-1898 гг. под руководством В. В. Виндельбандта пристроили бетонные тамбуры, купола покрыли золоченой медью, а в 1902-1903 гг. (проект архитектора Яковлева) провели масштабные работы для удлинения боковых приделов церкви.

площадь Мира, храм Успения Пресвятой Богородицы

Фото: Ленинград, площадь Мира, храм Успения Пресвятой Богородицы, 1950-е гг.

Массовая застройка Сенной площади в 1880-х годах рыночными корпусами приглушила звучание храма в ее архитектурном ансамбле. Спас-на-Сенной вновь занял доминантное положение лишь после сноса торговых корпусов в 1920-е годы (все ценности изъяли) и после архитектурной реконструкции площади 1935-1936 гг.

1 февраля 1961 года в связи со строительством второй очереди метро церковь снесли. Так писали газеты, другие источники указывают, что церковь взорвали в ходе очередной антирелигиозной компании, указ о сносе подписал главный архитектор Ленинграда Валентин Каменский. На этом месте построили вестибюль наземного выхода станции метро «Площадь Мира» («Сенная площадь»).

Добавить комментарий