Работы архитектора Луиджи Руска в Санкт-Петербурге

Среди зодчих, создавших неповторимый облик Санкт-Петербурга, достойное место занимает архитектор Луиджи Руска. Он родился в 1758 году в коммуне Анью (Швейцария), учился в Туринской академии (Италия), приехал в Россию в 1783 году, где и начал свою творческую жизнь в качестве каменных дел мастера в придворном ведомстве. Луиджи Руска приобрел строительную и проектную практику, сотрудничая с Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна и другими известными архитекторами. Самостоятельно начал работать в 1790-е годы — получил заказ на перестройку особняка сенатора Петра Мятлева.

портик Перинной линии — Невский пр., 33А

Портик дорического ордера на Перинной линии. 1900-е гг. Фото с портала Citywalls

Одна из самых известных работ зодчего — портик Перинной линии (Невский пр., 33А, в 1963 году — разобран, 1971-1972 годах восстановлен). Л. Руска реставрировал Китайский дворец в Ораниенбауме, он создавал внутреннюю отделку Большого дворца в Петергофе, Императорской публичной библиотеки и Михайловского замка, принимал участие в строительстве корпуса Конюшенного ведомства, на набережной Фонтанки возводил здание Обуховской больницы.

В системе центральных ансамблей Петербурга важное место занимает «дом с четырьмя колоннадами» на Садовой ул., 12, в перестройке которого участвовал Руска. В 1801-1805 годах зодчий возвел «дом ордена иезуитов» на набережной Грибоедова, 8.

«На канале Грибоедова, на углу ул. Ракова возвышается здание, построенное некогда архитектором Луиджи Руска для иезуитов (ныне № 8). По красоте своих пропорций это здание может поспорить с домом Бобринских на Галерной улице и церковью «Всех скорбящих», прекрасными творениями того же талантливого зодчего». (А. Яцевич, «Пушкинский Петербург», Пушкинское общество, Ленинград, 1935, С. 215-216)

«Широтой пространственного исполнения отличается дворец Бобринского (ранее Мятлева) с ионическим портиком в центральной части фасада (Галерная ул., 60). Это здание усадебного типа с парадным двором, монументальными воротами и бюстами на пилонах. Привлекательны изящная ограда и павильон-беседка. Дворец Бобринских — одно из произведений зодчества, достойно завершающих XVIII век.

… Чрезвычайно много сделал Руска для восстановления и завершения начатого другими мастерами, проявив и оригинальность собственного почерка, и уважение к предшественникам. В этом отношении он может служить образцом для современных проектировщиков. В начале века Руска восстанавливал Таврический дворец, полуразрушенный при Павле I, отделывал Аничков дворец, расширил здание Кабинета его величества, возведенное Кваренги, и пристроил флигеля в сторону главного здания. Эти работы были выполнены столь искусно, что малоискушенному зрителю почти невозможно отделить друг от друга части строения, выходящие во двор. (Валерий Исаченко. «Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков»)

Можно отметить еще ряд работ выдающегося архитектора из его работ, выполненных в Петербурге. Это жилые дома на наб. Фонтанки, 33 и 41, дом № 26 на Миллионной улице, ансамбли казарм и манежа Кавалергардского полка на Шпалерной ул., 41/43 и казарм лейб-гвардии Белозерского Гренадерского полка. Зодчим создана ограда Ассигнационного банка со стороны канала Грибоедова, Воскресенская церковь на Литературных мостках, ворота Смоленского кладбища, здание Духовной академии (Обводный канал, 7), церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (Шпалерная ул., 35). В 1818 году для лечения в Швейцарии Луиджи Руска покинул Россию, где и скончался в 1822 году. Удивительно, но портрета зодчего не удалось найти на просторах интернета.

Добавить (отзыв, комментарий)