Каменные мифы Петербурга

Строгие и гармоничные сооружения петербургского классицизма, которые напоминают своими изящными формами древнегреческие храмы, строились в конце 18 — начале 19 столетий в окружении скульптуры на древнемифологические сюжеты, так творили и Кваренги, и Тома де Томон, и Воронихин.

Диоскуры, «Манеж»

Автор фото: Анатолий Мигов, Исаакиевская площадь, Центральный выставочный зал «Манеж», Диоскуры.

У монументального здания бывшего Конногвардейского манежа, возведенного в 1804-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги, две скульптурных группы. На основании одной из них начертано: «Паоло Трискорни исполнил в Карраре в 1810 году». Мы привыкли называть этих мраморных юношей, держащих за удила коней — Диоскурами.

По древнегреческому мифу братья-близнецы Полидевк и Кастор были превосходными всадниками и укротителями диких лошадей. Кваренги заказал копии Диоскуров, украшавших королевский дворец в Риме, итальянскому скульптору Паоло Трискорни. Статуи изготовили в срок, но отправили в Петербург из-за континентальной блокады Наполеона только в 1817 году.

Диоскуры простояли у входа в манеж до 1840 года, когда их перенесли к казармам Конногвардейского полка, находившимся рядом со зданием манежа. Только в 1854 году Диоскуры вновь встали у входа в Конногвардейский манеж.

Горный университет, скульптура «Похищение Прозерпины»

Фото: Горный университет, скульптура «Похищение Прозерпины»

Практически одновременно с итальянцем Трискорни еще над одним мифом Петербурга работал известный русский скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. У широких ступеней Горного института, созданным талантливым Андреем Воронихиным, расположилась композиция «Похищение Прозерпины».

В отчаяние Прозерпина заломила над головой руки, у ног мрачного Плутона — его преданный страж пес Цербер. Он охранял вход в преисподнюю — темную пасть Тартара. Напомним кратко сюжет мифа. Брат Зевса, Нептуна и Деметры бледноликий Плутон получил после раздела мира между тремя братьями в свое владение подземное царство.

Однажды, плененный невероятной красотой Прозерпины, Плутон похитил ее, увлек с собой под землю. Мать Прозерпины — богиня плодородия Деметра перестала приносить людям урожай. Она кинулась к Зевсу с просьбой вернуть похищенную дочь. Однако хитрый Плутон уговорил Прозерпину проглотить зерна граната — символ нерасторжимости семейных уз.

После этих событий Прозерпина уже не могла покинуть Плутона. Зевс позволил ей лишь на время выходить на землю и радовать свою мать, а с нею и весь род людской. Появление Прозерпины у древних греков связывалось с появлением на земле молодых побегов. Праздник урожая стал праздником Прозерпины. Так нашла у греков «объяснение» тайна плодородия земли и богатства ее недр.

Горный университет, скульптура «Геркулес, удушающий Антея»

Фото: Горный университет, скульптура «Геркулес, удушающий Антея»

А еще одна скульптурная группа у входа в здание Горного университета создана талантливым скульптором Степаном Степановичем Пименовым — «Геркулес, удушающий Антея». Самый популярный герой древнегреческих сказаний Геракл душит в своих каменных объятиях великана Антея.

Сын бога морей Посейдона и богини земли Геи — Антей стоял на пути Геракла к садам Гесперид, охранявшим золотые яблоки. Никто не мог избежать схватки с Антеем, никто не мог его одолеть. Трижды бросал Геракл Антея на землю и трижды тот вставал на ноги, так как получал свежие силы от вскормившей его матери-земли. Но вот Геракл оторвал Антея от земли и задушил его.

Этот «жесткий» момент запечатлел скульптор Пименов. Вольно или невольно Гераклу приданы мужественные черты простого русского лица. Героизм и сила Геракла в 1812 году напоминали доблесть и бесстрашие русского народа, поднявшегося на борьбу с Наполеоном.

Оба скульптора — В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов — работали над своими композициями в тесном содружестве. Оттого кажутся скульптуры выполненными одним мастером: они решены в одной пластической манере. Еще одной крупной совместной работой этих мастеров является скульптурное убранство арки Главного штаба.

Особенно великолепно смотрятся каменные мифы Петербурга в период белых ночей, когда наш город погружается в сказочный белый сон. Город над Невой охраняют античные боги и каменные львы.

Подобно мифологическому Гераклу, отрывающему Антея от земли или гранитным Атлантам, поддерживающих портик здания Нового Эрмитажа, трудились русские каменотесы. Славное имя русского Геракла — Самсона Суханова, силача, крестьянина из Вологодской губернии, который своими натруженными руками отбивал пудостский камень, высвобождая спрятанную в нем красоту.

Добавить комментарий