Интересная судьба Исаакиевского моста

Впервые наплавной мост через Неву установили по приказу князя А.Д. Меншикова в июле 1727 года напротив церкви Исаакия Далматского (на этом месте сейчас Медный всадник), отсюда и название. Новый плашкоутный мост (26 деревянных барок-плашкоутов) дал возможность организовать оживленную транспортную связь между Адмиралтейским и Васильевским островами.

Соорудил его корабельный мастер Филипп Пальчиков. Жизнь Исаакиевского моста оказалось короткой — осенью того же года его демонтировали и не наводили пять лет (по мнению историка Петра Николаевича Петрова причиной разборки Исаакиевского моста явились конфискация дворца и арест Меншикова).

Исаакиевский наплавной мост, гравюра

Фото: 1810-е г. Исаакиевский наплавной мост. Гравюра, выполненная по рисунку Мишель Франсуа Дамам-Демартре.

В начале 18 века, когда уровень строительный техники был низок, наплавные мосты без постоянных опор являлись, пожалуй, единственно возможными, простыми и дешевыми средствами для преодоления широких и глубоких рек с сильным течением и интенсивным ледоходом.

Идея переправ такого типа заключается в том, что собственный вес и временные нагрузки (вес перемещающихся по ним транспортных средств) — передаются на воду. Конструкциями, противодействующими силе течения воды и ветрового напора, служат простые средства — якоря или оттяжки, закрепленные на берегах рек.

В июле 1732 года тому же кораблестроителю Филиппу Пальчикову суждено была вновь навести Исаакиевский наплавной мост через Большую Неву, который в очередной раз оказался недолговечным, из-за шторма был полностью разрушен. И только третий по счету построенный Стекловым и Соловьевым, простояв летний сезон 1933 года, впоследствии ежегодно наводился на протяжении десятилетий.

Конструкция Исаакиевского моста не отличалась сложностью: по расставленным на якорях поперек Невы плашкоутам, укладывались деревянные пролетные строения, состоящие из балок, поперечин и настила. Для пропуска судов устраивались пролеты с примитивными подъемными устройствами. Число плашкоутов или обычных барж составляло 26-30. В таком виде изображен Исаакиевский наплавной мост на гравюрах и рисунках современников на протяжении 18 и первой четверти 19 века.

Исаакиевский плашкоутный мост, гравюра

В 1820-1821 годах внешний облик моста резко изменился — его подвергли реконструкции, которая была связанна с формированием площади. Начало 19 века ознаменовалось проведением крупных работ по ее благоустройству и возведению новых объектов, призванных придать площади парадный характер.

Уничтожили земляные валы Адмиралтейской крепости и на их месте проложили широкие бульвары. В 1804-1807 годах зодчий Д. Кваренги создал монументальное здание бывшего Конногвардейского манежа. Архитектор А. Захаров и его ближайшие помощники, продолжившие начатое им после его кончины, в 1806-1823 годах капитально перестроили здание старого Адмиралтейства, придав ему величественный, вполне достойный столицы вид.

В этих условиях существование старого, чисто утилитарного по облику наплавного Исаакиевского моста нарушило бы всю композицию уникального архитектурного комплекса Сенатской площади.

Осенью 1821 года состоялось открытие нового моста, который поразил современников своей стройностью и красотой. Для него соорудили каменные береговые устои, облицованные гранитными блоками. Мост состоял из 15 усовершенствованными закрытого типа плашкоутов, служивших опорами пролетным строениям, увеличили ширину проезжей части, сделали два отделенных от нее тротуара.

Для пропуска судов предусмотрели вывод одного плашкоута и подъем двух смежных полетов с помощью несложного устройства, в котором были задействованы зубчатые колеса. Исаакиевский мост освещался 23 фонарями, а его реконструкцию провели под руководством опытнейшего инженера Августина Бетанкура по его же рисункам и чертежам.

После открытия Благовещенского моста (ниже по течению Невы) Исаакиевский наплывной перевели выше по течению Невы, стал называться Дворцовым. На время постройки постоянного моста в 1912 году, его разобрали и восстановили на прежнем месте.

11 июля 1916 года произошел пожар, очевидцем этого события стала поэтесса Анна Ахматова: «...и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата — 11 июля 1916 года...».

мост Бетанкура

Фото: Современный мост, названный в честь инженера Августина Бетанкура. Ширина моста — 38 метров, число полос — 6 и велодорожка, длина— 923 метра (с подходами — 1228 м).

В 1991 году на Университетской набережной по проекту архитектора В. М. Иванова установили мемориальную доску: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура. 1727–1916». А 13 мая 2018 года открыли новый неразводной мост в Санкт-Петербурге и назвали его в честь Августина Бетанкура, который в свое время руководил реконструкцией Исаакиевского наплывного моста с интересной судьбой.

Добавить комментарий