Памятник А.В. Суворову в Петербурге

17 мая 1801 года «против Михайловской крепости и Мраморного дворца токмо ближе к Летнему саду у самой Мойки был открыт памятник генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову».

памятник Суворову, старая фотография

Фото: фотоателье Карла Буллы, памятник Суворову. Троицкий мост. Суворовская площадь.

В ряде источников указано, что этот памятник первоначально намеривались установить в Гатчине, но позднее решение поменяли, так как император захотел, чтобы монумент находился рядом с новой резиденцией.

Решение (по повелению императора Павла I) было принято еще при жизни полководца Суворова, после его блистательных побед в итальянско-швейцарском походе. Скульптор Михаил Иванович Козловский начал свою работу над памятником, когда Александр Васильевич еще не вернулся в Россию, где его ожидала торжественная встреча.

Однако, как известно, император неожиданно сменил милость на гнев, и на увенчанного лаврами русского военачальника обрушилась очередная опала. Торжественную встречу отменили, приказав временно прекратить и работу над памятником.

памятник Суворову, старая открытка

В полночь 20 апреля 1800 года тяжело больной Суворов прибыл в Петербург и останавливается в доме № 23 по Крюкову каналу. Несправедливость, незаслуженная опала сделала свое черное дело, во втором часу дня 6 мая того же года русский полководец покинул этот мир. На фасаде мемориальная доска с надписью: «В этом доме 6 мая 1800 года скончался великий русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов».

Павел I ненамного пережил генералиссимуса. 11 марта 1801 года, спустя 40 дней после переезда в Михайловский замок, он был убит заговорщиками. Из-за этих событий памятник А.В. Суворову в Петербурге закончили и открыли уже при Александре I.

Скульптор М.И. Козловский — автор знаменитого «Самсона» в Петергофе, пьедестал спроектировал будущий создатель Казанского собора профессор Петербургской академии художеств А.Н. Воронихин, а изящный бронзовый барельеф, на котором Слава и Мир осеняют лаврами щит с надписью: «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский» — творение скульптора Ф.Г. Гордеева, создателя бронзовой змеи «Медного всадника». Отливку статуи в бронзе осуществил литейный мастер академии художеств Василий Петрович Екимов.

памятник Суворову, современное фото

А.В. Суворов изображен в виде бога войны Марса, прикрывающего щитом, лежащие на жертвеннике неаполитанскую, сардинскую короны и папскую тиару. Интересна и ограда памятника — 12 пушечных стволов, соединенных между собой цепями. Стволы глубоко врыты в землю, и видны только чугунные ядра с бронзовыми языками пламени.

На берегу Мойки монумент простоял вплоть до 1818 года. Именно тогда по проекту архитектора К.И. Росси его перенесли ближе к Неве, где он стоит и сейчас на площади, носящей имя Суворова. В годы Великой Отечественной войны памятник не укрывали, как многие другие, и защитники Ленинграда, проходя мимо него на передовую, отдавали воинские почести своему великому предку.

Среди балтийских солнечных просторов,
Пред широко распахнутой Невой,
Как бог войны встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой…
Держа в рядах уставное равненье,
Походный отчеканивая шаг,
С утра на фронт проходит пополненье
Пред гением стремительных атак.

Такие выразительные строчки писал в те грозные годы поэт Всеволод Александрович Рождественский в стихотворении «Памятник Суворову». Советуем прочитать материал по теме: музей А.В. Суворова — история создания.

Добавить комментарий