Всеволод Владимирович Крестовский — Петербург Крестовского

Всеволод Владимирович Крестовский в военной формеРоман В.В. Крестовского «Петербургские трущобы» во второй половине XIX века стал российской сенсацией. Сначала он печатался в журнале «Отечественные записки» (с 1864 по 1867 г.), и читатели нетерпеливо ждали очередного номера, причем сразу возрос тираж журнала. Затем появилась отдельная книга, которая в короткое время вышла пятью изданиями и была переведена на английский, немецкий, французский и другие языки.

В десятилетнем возрасте Крестовский был привезен в Петербург из Киевской губернии и отдан в Первую петербургскую гимназию на Ивановской улице, 7. Жил в доме своей матери, вероятно, на Загородном проспекте. Позже в меблированных комнатах, адреса которых не установлены.

Крестовский начал печататься с семнадцати лет как поэт и переводчик. Затем во многих петербургских и московских журналах стала публиковаться его проза «Петербургские типы», «Фотографические карточки петербургской жизни», «Погибшее, но милое создание».

Поступив в конце 1860-х годах на военную службу, Крестовский участвовал в войне за освобождение Болгарии, был участником кругосветного похода Тихоокеанской эскадры, полковником пограничных войск служил на границе. Его очерки «В дальних водах и странствиях», «Двадцать месяцев в действующей армии» и другие были очень популярны. В 1870-е годы романы Крестовского «Панургово стадо» и «Две силы» о революционной молодежи вызвали бурную полемику.

В обширном наследии писателя самым значительным все е остается его петербургский роман, книга, по определению автора, «о сытых и голодных», где ставятся неотступные вопросы: «Отчего этот голод и холод, эта нищета, разъедающая в самом центре промышленного, богатого, элегантного города, рядом с палатами и самодовольно сытыми физиономиями? Как доходят люди до этого позора: порока, разврата и преступления?».

Книга появилась из «физиологических» очерков о Петербурге. Но это именно роман, социальный и авантюрный роман о человеческих судьбах в громадном городе.

Как бы ни объясняла критика успех романа (а она редко бывала благосклонна к писателю, но часто толковала о «бульварщине, дурном вкусе публики, полицейской авантюрности», о смаковании скандальных подробностей сюжета и т.д.), «Петербургские трущобы» стали открытием: здесь не только ярко изображено народное «дно», особенно Вяземская лавра, возле Сенной площади, но поражают и картины нравственной грязи в великолепных «княжеских палатах». Здесь впервые вскрыта тяжкая социальная болезнь, поразившая город сверху донизу, — разврат от чрезмерной сытости, разврат от горькой нищеты.

Петербург Крестовского географически напоминает Петербург Достоевского: это Сенная, Крюков канал, Коломна, Лиговка, Чернышев переулок. Но если у Достоевского город «включен» в идею повествования, играет в ней заметную роль, то город у Крестовского — только место действия, указание на социальное положение героев.
Автор: Д.Н. Мурин

Добавить (отзыв, комментарий)