Имя Юрьева навсегда вписано в историю Петербурга

Юрий Михайлович ЮрьевЮрий Михайлович Юрьев (1872-1948) более полувека был звездой русского, а затем советского драматического театра. Один из немногих, кто являлся заслуженным артистом Императорских театров и Народным артистом СССР. Его жизненный и творческий путь в основном связан с Александринским театром в Санкт-Петербурге, хотя Юрьев краткий период служил и в других театрах Петрограда и Москвы. Его имя навсегда вписано в историю русского театра, в историю Петербурга.

В труппу Александринского театра он был принят в 1893 году и работал в нем без перерыва до 1918 года. Список ролей, сыгранных с 1900 по 1917 года, насчитывает 35 разных персонажей, в том числе роль Арбенина в «Маскараде», Чацкого в «Горе от ума».

В жизни Ю.М. Юрьева переломным моментом стал 1917 год, российские революции в феврале и октябре. 25 февраля 1917 года в Александринском театре отмечали 25-летие творческой деятельности актера. «Маскарад», который должен был даваться на сцене Александринки 25-27 февраля, проходил под аккомпанемент демонстраций и их расстрела. 24-25 октября 1917 г. снова в театре шел «Маскарад»! И если публика 26 февраля шла в Александринский театр пешком, так как трамваи не ходили, то 24 октября, как сообщалось в газетах, часть публики с Васильевского острова не смогла добраться из-за того, что развели Николаевский мост (с с 1918 по 2007 мост Лейтенанта Шмидта, сейчас Благовещенский).

Среди лучших ролей, сыгранных Юрием Михайловичем Юрьевым на сцене Александринского театра, — Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Рюи Блаз в одноименной драме В. Гюго и Карл в «Эрнани». В «Горе от ума» он играл и Чацкого и Молчалина. Юрьев играл в «Ипполите» Еврипида, в пьесе драматурга Карла Гуцкова «Уриэль Акоста», в пьесе Э. Хардта «Шут Тантрис», в «Дон-Жуане» Мольера.

В мае-июне 1917 года он гастролировал в Народном доме на Петроградской стороне, участвовал в спектаклях «Маскарад», «Старый закал», «Мисс Гоббс». После выборов новой Петроградской городской думы в августе 1917 г. Ю.М. Юрьев устраивает встречу артистов с гласным Думы, большевиком А.В. Луначарским. Разговор шел о месте роли театра в условиях революции. В момент осады Зимнего дворца на сцене Александринки шла пьеса «Флавия Тессини» Щепкиной-Куперник, где Юрьев исполнял роль князя Волоцкого.

Как и большинство столичных интеллигентов, Ю.М. Юрьев осудил захват большевиками, однако его конфликт с новой властью длился недолго. Уже в январе-марте 1918 года он вместе с группой артистов участвует в спектаклях в «Аквариуме» на Петроградской стороне (на этом месте позже построена киностудия «Ленфильм»). Юрьеву удалось убедить наркома просвещения Луначарского организовать новый «Театр трагедий». В связи с этим он 10 мая 1918 года вышел из состава трупы Александринки. Первой сценой «Театра трагедий» стал Цирк Чинизелли, где поставили «Царь Эдип» и «Макбет».

Юрий Михайлович Юрьев — один из организаторов Большого драматического театра в Петрограде, где работает до конца 1921 г. После возвращается в Академический театр драмы (бывший Александринский), который позже получает имя А.С. Пушкина. В 1930-1934 гг. он работал в Москве в театре Мейерхольда и Малом, но в 1934 году он возвращается в Александринский театр, где и работает до своей кончины.

Ю.М. Юрьев был живой городской легендой. Проводы его в последний путь стали «бенефисом» ленинградских деятелей похоронного дела. Огромный белый катафалк под специальной крышей, шестерка белых лошадей, кучера в белых цилиндрах, оркестр торжественно прошествовали по Невскому проспекту от Александринского театра до кладбища Александро-Невской лавры. Таких похорон с тех пор Ленинград-Петербург не видел…
Читайте по теме: из записок Ю.М. Юрьева.

Добавить (отзыв, комментарий)