«Видописец» Михаил Иванович Махаев

Среди живописцев, мастеров архитектурного пейзажа середины XVIII века, пером и кистью запечатлевших Санкт-Петербург и загородные резиденции, ведущее место занимает знаменитый русский рисовальщик и гравер Михаил Иванович Махаев (1718-1770).

Вид старого Зимнего дворца

М.И. Махаев. Вид старого Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади. 1750 г. Государственный Русский музей.

Одиннадцатилетним мальчиком в 1729 году его определили в «адмиралтейскую академию», которая готовила офицеров для русского флота. Она размещалась в бывшем доме Кикина, что располагался на месте юго-западной части нынешнего Зимнего дворца. В 1731 году вместе с другими пятью учениками его перевели в «гридоровальную палату» при Академии наук, где изготовлялись различные чертежи, геодезические и физические инструменты. Овладением этими инструментами во многом помогло М.И. Махаеву в дальнейшем при съемке местностей и зарисовке видов столицы.

Восемь лет прилежной учебы превратили Махаева в великолепного мастера, он официально бы объявлен «подмастерьем ландкартного и словорезного дела». В начале 1740-х годов его признавали лучшим «литерным» специалистом Академии наук. Махаев принимал участие в выпуске Атласа Российской империи. По заказу царского двора он исполнил рукописные тексты нового устава и штата Академии наук 1747 года для поднесения императрице. В 1748 году Махаев выполнил надписи на русском и французском языках на новом плане Санкт-Петербурга, который готовился для гравирования. Им же была гравирована «Азбука российская для письма». Эти работы сыграли важную роль в формировании русского шрифта второй половины XVIII столетия.

Вид Миллионной улицы

М.И. Махаев. Вид Миллионной улицы. 1751-1756 гг. Государственный Русский музей.

М.И. Махаев получил разрешение снимать проспекты, где он пожелает — в Петербурге и вне его. И в новой для него области, талантливый «видописец» быстро приобрел достаточное умение, ему поручают выполнение зарисовок видов города на Неве.

В 1753 году Петербург отмечал пятидесятилетие со дня основания. Великолепие столицы, олицетворявшей могущество Российской империи, должны были почувствовать все дворы крупнейших государств в Европе. Для этого готовили к выпуску альбом с изображением «знатнейших перспектив» города. Воспроизведенные в альбоме 12 видов Санкт-Петербурга с большим искусством выполнил Михаил Иванович Махаев.

Альбом приобрел огромную популярность и моментально разошелся. Поэтому в 1754, 1755 и 1756 годах трижды проводили его дополнительное печатание, делались многочисленные гравированные и живописные копии. Исполненные с рисунков Махаева гравюры с видами Санкт-Петербурга часто использовали в качестве сюжетов для росписи табакерок, украшения мебели. В 1756 году Академия наук присвоила ему звание мастера, а еще через год он стал членом совещания «по делам художественным».

Вид дачи графини А.И. Бестужевой-Рюминой

Каменный остров. Вид дачи графини А.И. Бестужевой-Рюминой. По рисунку М.И. Махаева. 1753 г.

В 1753-1757 годах «видописец» по заказу канцлера Российской империи графа А.П. Бестужева-Рюмина выполнил семь рисунков для гравюр с изображением Каменного острова. «Каменноостровская сюита» Махаева позволяет и сегодня, почти три столетия спустя, представить, как выглядели загородные усадьбы российских вельмож. В этих работах запечатлены и характерные особенности так называемого регулярного парка, появившегося при Петре I и широко распространенного в парковом строительстве до 1770-х годов.

Вид дворца в Ораниенбауме

М.И. Махаев. Вид дворца в Ораниенбауме. 1755 г. Государственный Русский музей.

В августе 1754 года Махаев работал над зарисовками окрестностей Петербурга. В Царском Селе он сделал рисунки Царскосельского дворца, Охотничьего павильона и Эрмитажа, которые были отгравированы мастером Соколовым в 1761 году. В июле 1755 года он получил предписание ехать в Ораниенбаум и Петергоф для снятия там проспектов императорских дворцов.

Снятие этих, как и других видов, Махаев производил, применяя камеру-обскуру. Это светонепроницаемый ящик, в одной из стенок которого имеется точечное отверстие. На противоположной стенке ящика возникает проектирующееся через отверстие перевернутое изображение. Задняя стенка делалась из матового стекла, на котором появлялось изображение пейзажа или предмета. Рисунки, выполненные с применением такой камеры, отличались точностью архитектурно-видовых изображений.

М.И. Махаев жил в построенном им домике на 15-линии Васильевского острова — тогдашней окраине Петербурга. «Видописец» Петербурга и окрестностей города скончался в 1770 году. Как он выглядел, к сожалению, не известно. До нашего времени не дошло ни одного его портрета.

Добавить (отзыв, комментарий)