Константин Николаевич Батюшков — литературный образ Петербурга

Константин Николаевич БатюшковВместе с Г.Р. Державиным и В.А. Жуковским Батюшков был предтечей и учителем в поэзии А.С. Пушкина. В заслугу Батюшкову В.Г. Белинский справедливо ставил то, что он внес в русскую поэзию «красоту идеальной формы», а также обратил внимание поэзии на внутренний мир человека.

В годы творческого подъема (1810-1812) Батюшков пишет стихотворения, создавшие ему славу «певца любви, певца забавы» (Пушкин), славу «беспечного поэта-мечтателя, философа-эпикурейца, жреца любви, неги и наслаждений» (Белинский). Отечественная война 1812 года, участником которой он был, поразила его душу, лишила чувства гармонии с миром, и в поисках внутренней опоры он приходит к откровениям христианской религии, к мысли о Творце — источнике всех, лучших движений и свойств души человека.

Мой дух! Доверенность к Творцу!
Мужайся; будь в терпенье камень.
Не Он ли к лучшему концу
Меня провел сквозь бранный пламень?
Он! Он! Его все дар благой!
Он есть источник чувств высоких,
Любви к изящному прямой,
И мыслей чистых и глубоких!

«Это был талант замечательный, но более яркий, чем глубокий, более гибкий, чем самостоятельный, более грациозный, чем энергический» (Белинский).

Среди «Опытов в прозе» Батюшкова — «Прогулка в Академию художеств» (1814). В ней он создает один из первых литературных образов Петербурга, исполненный ясности, света и гармонии. Образ города дан в развитии. Сначала «тонкое болото, поросшее мхом и брусникою», потом воображается начало строительства города с фигурою Петра в центре и, наконец, современный Батюшкову Петербург 10-х годов XIX века.

Что же здесь представляется главным взору поэта? «…Какое единство! Как все части отвечают целому!..» Для усиления мысли о неповторимой красоте Петербурга Батюшков вводит в описание беглые сравнения с другими европейскими столицами, вспоминает, каким было и стало здание Адмиралтейства, упоминает по ассоциации с Конногвардейским манежем Парфеном. Экспрессивность и возвышенность стиля, точность слова таковы, что хочется это описание назвать одой городу в прозе.

В Петербург Батюшкова привезли десятилетним мальчиком в 1797 году, он жил и учился в двух пансионах на Васильевском острове, на берегу Невы. Закончив учение, жил у своего родственника М.Н. Муравьева, который был товарищем министра народного просвещения. Министерство помещалось в Чернышевом переулке на том месте, где ныне находятся корпуса Апраксина двора. В это время Батюшков часто бывал в доме А.Н. Оленина, президента Академии художеств, затем директора Публичной библиотеки, на Фонтанке близ Семеновского моста (ныне наб. Фонтанки, 101), на мызе Олениных Приютино, о чем написал в прелестном «Послании А.И. Тургеневу».

После окончания заграничного похода Батюшков часто покидал Петербург, а возвращаясь, жил в доме Е.Ф. Муравьевой на Фонтанке, 25. Останавливался он и в известной гостинице Демута — «Демутовом трактире», — как говорили в ту пору. В последний раз, уже будучи тяжело больным, он был в столице в 1824 году и жил на даче на Каменном острове (ныне Каменноостровский проспект, участок дома 50).
Автор: Д.Н. Мурин

Добавить (отзыв, комментарий)