Ансамбль Смольного монастыря — история создания

Ансамбль Смольного монастыря — это один из шедевров русской архитектуры 18 века, а история создания и перестройки ансамбля имеет ряд интересных фактов, о которых и расскажем в этой статье.

Ансамбль Смольного монастыря

В 1744 году обер-архитектор императорского двора Франческо Растрелли по повелению императрицы Елизаветы начал работу над проектом Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Комплекс сооружений монастыря Растрелли расположил за городской чертой, на левом берегу Невы — в месте, где река, ломая русло, поворачивает с юга на запад, устремляя свои воды к морю. Рядом находился Смоляной двор, в котором хранились запасы дегтя и смолы для кораблей, строившихся на Адмиралтейской верфи.

В первой половине 18 века в Европе был популярен архитектурный стиль барокко, роскошь и великолепие которого соответствовали вкусам и характерам вельмож двора Елизаветы.

Смольный монастырь, старая фотография

Торжественная закладка собора, на котором присутствовала Елизавета Петровна, состоялась 30 октября 1748 года, в том же году начали строить монастырские корпуса с кельями. Комнаты располагались вдоль широкой, обращенной в сторону собора галереи. Покои из 5-6 комнат, предназначенные для высокопоставленных монахинь, «кельи» монастырской знати занимали второй этаж светлый и высокий. Отсюда винтовые лестницы вели наверх, на антресоли, где размещались каморки крепостных слуг, и вниз, персональные для каждой монахини кухни, в жилые комнаты и служебные помещения.

Вдоль галереи на уровне антресолей устроили балкон, который держался на мощных фигурных кронштейнах, украшенных скульптурными масками в окружении волют и листьев аканта. Арочные проемы галереи, наличники, тяги, скульптурные плафоны лестниц, плафонная и настенная живопись и розовая с легким сиреневатым оттенком окраска стен галереи.

В 1750 году Елизавета утвердила проект ансамбля с гигантской — более 140 метров высоты многоярусной надвратной колокольней. По этому проекту охтинские плотники построили деревянную модель будущего монастыря. Трудились 6 лет от зари до глубокой ночи, выполняя детали из липовых досок. По этой модели воспроизводились шаблоны и рабочие чертежи.

Полностью свой замысел Растрелли и его помощнику Христиану Людвигу Кнобелю осуществить не удалось и сейчас только великолепно выполненная модель, которая хранится в музее Академии художеств, дает представление о том, как выглядел бы Смольный монастырь. Недостаток средств не позволил возвести колокольню — основную высотную доминанту этого ансамбля.

Камень для постройки привозили из карьеров на реке Пудость. Из этого камня резчики вытачивали карнизы и балясины, резали капители, кронштейны и другие архитектурные детали. Чугунная черепица кровель и декоративные скульптурные украшения фасадов из металла отливали на олонецких Кончезерских заводах.

В 1751 году завершили постройку ряда жилых зданий, отделывались 111 келий. С начала 7-летней войны стройка замедлилась, но при жизни Елизаветы Петровны успели закончить ряд жилых корпусов монастыря и вчерне возвести здание собора.

Смольный институт, старое фото

В 1763 году, в начале своего правления, Екатерина II решила по примеру «просвещенного Запада» организовать в России закрытое женское учебное заведение для девушек из дворянских семей.

Жилые корпуса Смольного монастыря были признаны пригодными для размещения в них женского института. Двухэтажные, расположенные вокруг собора дома после внутренних переделок превратили в трехэтажные здания без переделки фасадов.

5 мая 1764 года Екатерина подписала указ об учреждении Воспитательного общества благородных девиц в Воскресенском девичьем монастыре «для воспитания беспрерывно до двухсот благородных девиц…». Торжественное открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года.

Инициатором создания института благородных девиц считают служащего государственной канцелярии Ивана Бецкого, который полагал, что «юношей обоих полов» необходимо воспитывать, обучать в равных условиях. Работал над созданием Смольного института Джакомо Кваренги. Императрица Екатерина II в 1785 году писала: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи, весь город уже полон его постройками, он строит банк, биржу, множество складов, лавок и частных домов, и его постройки так хороши, что лучших и быть не может». Напомним, что в 1991 году Смольный становится официальной резиденцией мэра Санкт-Петербурга, а затем и губернатора, а в наши дни здесь работает Администрация и Правительство города.

В январе 1765 года учредили училище мещанских девушек — для обучения будущих камеристок и доверенных служанок, построили «особливое здание». «Училище для воспитания мещанских девушек» расположено севернее монастырского каре, оно непосредственно к нему примыкает и обращено дугообразно изогнутым в плане корпусом в сторону главного фасада Смольного собора. Здание в стиле раннего классицизма, состоящее из нескольких взаимно связанных корпусов, парадным фасадом «смотрит» на Неву.

Училище — произведение крупных архитекторов своего времени, начатое Василием Ивановичем Баженовым, впоследствии значительно переработанное Юрием Матвеевичем Фельтеном, под руководством которого и строилось.

Шли годы. В последней четверти 18 века городская застройка постепенно окружила Смольный монастырь. На правом берегу Невы выросли слободы «работных людей» — Малая и Большая Охта, южнее, в Литейной части, появились каменные одно-, двухэтажные и даже трехэтажные дома. Ниже по течению Невы по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова воздвигнут Таврический дворец. Менялись главенствующие архитектурные стили в Петербурге.

Рядом со Смольным собором решено было построить специальное здание Вдовьего дома для «заслуживших монаршью милость» вдов военных и придворных. Проектирование поручили Джакомо Кваренги — одному их лучших архитекторов Петербурга тех лет. Трехэтажное здание П-образной формы при огромной протяжённости фасада строгости и сдержанности архитектурных форм не выглядит монотонным.

В начале 19 века «недостроенная большая церковь Смольного монастыря» являла картину полного запустения: окна заколочены, на крышах проросла трава и даже деревья. В 1828 году принимается решение об окончании строительства собора. Составление проекта внутренней отделки в результате конкурса поручили Василию Петровичу Стасову, который и выполнил работу в присущем тому времени характере. Строительство собора завершено в 1835 году при царе Николае I.

Отделка в стиле строгого классицизма не спорила с барочными формами здания. Побеленные стены и своды сдержанно украшены лепкой. Гранитные колонны облицованы белым искусственным мрамором, перед возвышением, ведущим к иконостасу, были поставлены балясины граненого хрусталя, образующие балюстраду. Снаружи Стасов оставил собор белым, а голубые купала увенчал позолоченными украшениями.

Реконструируя Смольный собор, Стасов разработал проект площади перед монастырем, парадный подъезд к собору и планировку его ближайшего окружения. На старых фундаментах колокольни архитектор поставил два трехэтажных дома в классических формах, а перед собором соорудил высокую чугунную ограду великолепного рисунка.

Добавить комментарий