Александровская колонна

Дворцовая площадь - колоннаТрудно представить себе Дворцовую площадь без этого монумента, посвященного памяти императора Александра I. Автор монумента – архитектор, строитель Огюст Монферран.

«Гранит суровый, величавый,
Обломок довременных скал!
Как знак побед, как вестник славы,
Ты перед царским домом встал
Ты выше, чем колонна Рима,
Поставил знаменье креста,
Несокрушима, недвижима
Твоя тяжелая пята»
В.Брюсов

Для изготовления колонны вблизи от Выборга был выломан огромный гранитный монолит, то же было сделано и для пьедестала. Доставка этих монолитов в Петербург заняла около двух месяцев. Инженер Августин де Бетанкур разработал систему лесов и лебедок для подъема колонны. В этой сложной операции подъема колонны и установки ее на пьедестал участвовали две тысячи солдат и четыреста рабочих. 30 августа 1832 года за 2 часа колонна была поднята и установлена на пьедестал. Около двух лет заняла обработка колонны и скульптурного ее убранства.

Открытие монумента состоялось 30 августа 1834 года. Мимо колонны прошли парадным маршем полки гвардии, кавалерии, артиллерии. Высота памятника составляет — 47.5 метра. Монолитный ствол имеет высоту 25.6 метра и сохраняет устойчивое положение благодаря своему огромному весу (до 700 тонн). Пьедестал колонны украшен четырьмя барельефами, отлитыми из бронзы.

Александровская колонна, фото 1970-х годов

Авторы барельефов скульпторы П.В. Свинцов и И.И. Леппе по рисункам художника Дж. Б. Скотти. Сюжеты рисунков в основном посвящены победе России в войне с Наполеоном 1812-1814 гг. Венчает колонну бронзовая фигура ангела. В руке он держит крест, а ногой попирает змея. Черты лица ангела напоминают черты Александра I. Автор статуи – скульптор Орловский. Колонна является композиционным центром Дворцовой площади рядом с творениями Растрелли и Росси.

«В 1840-х годах в Петербурге был хорошо известен каламбур, авторство которого приписывали профессору В.С. Порошину: «Столб столба столбу». Кто был кем в этом маленьком фразеологическом шедевре, петербуржцам рассказывать было не надо. Согласно преданию, придать лицу Ангела сходство с лицом императора Александра I, одновременно указав скульптору Орловскому, что морда змеи, попранной крестом Ангела, должна походить на лицо Наполеона, приказал царствующий император Николай I. Столб Николая I Александру I». (Н.А. Синдаловский «Петербург. От дома к дому… от легенды к легенде… Путеводитель» СПб: «Норинт», 2007 г.)

Исторические места, достопримечательности в Санкт-Петербурге:

Добавить (отзыв, комментарий)